Инженерная графика примеры решения задач Построить три проекции линии пересечения сложной поверхности Построить сопряжения и уклоны Эскиз детали по сборочному чертежу машиностроительного изделия задача на построение плана здания

О б о з н а ч е н и е к р е п е ж н ы х д е т а л е й. Все крепежные детали стандартизированы. На рис.11. приведена структура обозначения болтов, винтов, шпилек и гаек. Изучая эту структуру, следует иметь в виду, что между позициями 1 и 2, 2 и 3, 10 и 11 оставляются промежутки, равные ширине прописной буквы данного размера шрифта.

Рис. 11

 Многие стандарты на конструкцию и размеры предусматривают два исполнения и более. Например, болт исполнения 2 по ГОСТ 7798-70 отличается от болта исполнения 1 тем, что у него на резьбовом конце имеется отверстия под шплинт, болт исполнения 3- тем; что у него в головке имеется два отверстия для фиксирования болта проволокой. ГОСТ 7795-70 предусматривает пять исполнений болта. Гайка исполнения 2 по ГОСТ 5915-70 отличается от гайки исполнения 1 тем, что у нее фаска сделана не с обеих, а с одной стороны, и т.д.

 Между позициями 3 и 4 ставится знак умножения по ГОСТ 2.304-81 (а не буква «ха» или «икс»), между позициями 4 и 5, если указывается поле допуска, ставится дефис (черточка), между позициями 5 и 6 (если отсутствуют позиции 4 и 5) ставится знак умножения. У гаек, естественно, параметр 6 отсутствует.  Между позициями 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9 посередине промежутков ставятся четкие точки. Поле допуска устанавливает зазоры между резьбой на стержне (болта, винта, шпильки) и в отверстии (гайки). Указывать его на учебных чертежах не требуется.

 Класс прочности для ботов, винтов, шпилек выбирается из ряда 3,6; 4,6; 4,8; 5,8; 6,6 и т.д. по ГОСТ 1759-70, а для гаек – из ряда 4; 5; 6; 8 и т.д. из того же стандарта.

 При указании класса прочности в обозначении резьбового изделия точки между цифрами не ставят, т.е. пишут 36 вместо 3,6; 46 вместо 4,6 и т.д.

 Желательно, чтобы студент-заочник уяснил физическую сущность этих чисел, прочитав указанный стандарт, но основное, что надо запомнить, это то, что чем больше это число, тем прочнее материал.

 На учебных чертежах, выполняемых по курсу черчения, допускается условно принять, что болты, ,винты, шпильки изготовлены из углеродистой стали класса прочности 5,8 (в обозначении пишется 58), а гайки – из той же стали класса прочности 5, что резьба выполнена с полем допуска 8g (бывший 3-ий класс точности) для болтов, винтов и шпилек и 7Н для гайки и что они не подвергались защитным (антикоррозионным) или декоративным покрытиям.

 Следовательно, обозначение болта, винта, шпильки при этих допущениях принимает вид

Болт 2 М12´1,5´60,58ГОСТ…

(если речь идет о винте или шпильке, то в обозначении пишется соответствующее слово вместо слова «болт»); обозначение гайки

 Гайка 2М12´1,5.5ГОСТ…

 Обозначения еще больше упрощаются, если детали имеют первое исполнение (не пишется!) и крупный шаг резьбы (не пишется!):

Болт М12´60.58 ГОСТ…; Гайка М12.5 ГОСТ…

 Подобные же упрощения допускаются при обозначении шайб и шплинтов:

Шайба 2.12.01 ГОСТ 11371-78,

где 2 – исполнение, 12-диаметр резьбы стержня, 01 – группа материала (углеродистая сталь);

Шайба 12.65Г ГОСТ 6402-70,

где 65Г –пружинная марганцовистая сталь;

Шплинт 5´28 ГОСТ 397-79,

где 5- условный диаметр шплинта (диаметр отверстия в стержне), а 28-длина шплинта без головки. Во всех приведенных случаях покрытие не предусмотрено.

 Отметим, что ГОСТ 397-79 объединен со стандартом Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 220-75, а ГОСТ 18123 «Шайбы. Технические требования» объединен с СТ СЭВ 219-75, но в обозначениях резьбовых изделий во всех случаях дается ссылка только на ГОСТ.

Р а з н о в и д н о с т ь к р е п е ж н ы х и з д е л и й. Они весьма разнообразны. Так, болты и винты изготовляются с различной формой головки – шестигранной, квадратной, полукруглой, потайной и др.; также различны формы гаек – шестигранные, квадратные, круглые, корончатые и др. Кроме того, шестигранные гайки бывают нормальные, низкие высокие, особо высокие. Шпильки различаются по длине ввинчиваемого резьбового конца (посадочного), предназначенного для ввинчивания в отверстие с резьбой: длиной, равной величине диаметра резьбы d- для ввертывания в детали, изготовляемые из твердых металлов – ста

ли, латуни, бронзы; длиной 1,25 и 1,6d – для ввертывания в детали, изготовленные из более мягких металлов, например ковкого и серого чугуна; длиной 2 и 2,5d – для резьбовых отверстий в деталях из мягких сплавов. По точности изготовления болты, винты и гайки бывают нормальной, повышенной и грубой точности. –Разнообразны по форме и шайбы – круглые, косые, пружинные, многолапчатые и др. Таким образом, число стандартов, описывающих форму и размеры резьбовых изделий, весьма велико.

 Подробнее о резьбе и резьбовых изделиях можно прочитать в соответствующей учебной литературе.

Задача №3.2.

 1)Составить схему деления изделия (сборочной единицы) на составные части; 2)составить спецификацию; 3)выполнить эскизы всех частей сборочной единицы; 4)выполнить сборочный чертеж.

 Схему и спецификацию выполнять на отдельных листах формата А4 с основными надписями по форме 2 ГОСТ 2.104-68 (рис.13 и 19)*, эскизы – на листах писчей бумаги в клетку, приведенных к стандартным форматам А4 или А3 в зависимости от сложности детали; сборочный чертеж – на листе чертежной бумаги формата А1 и А2 в зависимости от сложности и величины изображаемого изделия; для малогабаритных изделий применять масштабы увеличения в соответствии с ГОСТ 2.302-68 (СТ СЭВ 1180-78). Пример выполнения сборочного чертежа дан на рис.23. Все чертежи и эскизы брошюруют в такой последовательности: 1)схема изделия; 2)спецификация; 3)эскизы деталей, входящих непосредственно в изделие; 4)эскизы сборочных единиц, спецификации к ним и входящих в них деталей; 5)сборочный чертеж.

 Приступая к выполнению задания, выбрать самостоятельно, если есть возможность, по месту работы или получить по указанию преподавателя в препараторской кафедры изделие (сборочную единицу), например вентиль, пробковый кран, домкрат, тиски, клапан запорный и т.п. из

делие, состоящее из 7-10 деталей, не считая стандартных (рис.12).

Ознакомиться с изделием: выяснить его назначение, рабочее положение, устройство и принцип действия, способы соединения составных частей, последовательность сборки и разборки. После этого:

 -разобрать изделие на составные части (рис.12), выделив сборочные единицы (детали одной из них см.на рис.18), отдельные детали (т.е. детали, не входящие в состав сборочных единиц, а входящие непосредственно в изделие  – в целом, рис.12,а), стандартные детали (рис.12,б), материалы; установить их наименования.

- составить схему деления изделия на составные части, руководствуясь рис.13. Рекомендуется проверить ее у преподавателя.

Рассмотрим последовательность выполнения сборочного чертежа направляющего блока (рис. 12).

1.Ознакомление с изделием. Эта сборочная единица устанавливается на одной из частей металлоконструкции подъемного крана и служит для направления троса (стального каната). Трос входит в желобок ролика 1 (рис.12) и огибает ролик под определенным углом. Ролик 1 свободно вращается на оси 5, которая неподвижно закреплена в ушках вилки 2 планкой 4, входящей в прорезь оси 5. Планка 4 крепится к вилке 2 двумя винтами 7. Для смазки оси 5 ролика 1 служит пресс-масленка 9, через которую по цилиндрическим каналам и оси 5 на поверхность трения подается густая смазка. Вилка 2 соединяется четырьмя болтами 6 и гайками 8 с кронштейном 3, который также болтами крепится к металлоконструкции крана.

Перед выполнением чертежа надо самостоятельно разобрать блок, уяснить геометрические формы деталей, установить виды соединений деталей и последовательность сборочных операций.

Рис. 12

2.Распределение составных частей изделия по разделам спецификации и присвоение им обозначений. На рис. 12 представлены составные части «направляющего блока», которые должны быть распределены по разделам спецификации.

а) «Ролик» 1 представляет собой сборочную единицу, состоящую из ролика с запрессованной в него втулкой. Следовательно, «Ролик» относится к разделу спецификации «Сборочные единицы», поэтому необходимо по эскизам входящих в него деталей («Ролик» и «Втулка») выполнить сборочный чертеж и составить его спецификацию.

 б) составные части: «Втулка», «Кронштейн», «Планка» и «Ось» относятся к разделу спецификации «Детали». На каждую из этих составных частей выполняется эскиз.

в) составные части: болты, гайки, масленка относятся к разделу спецификации «Стандартные изделия».

На сборочном чертеже в условиях учебного заведения рекомендуется в соответствии с обозначениями всего изделия в целом присвоить обозначения и составным частям.

В условиях учебного заведения можно присвоить блоку направляющему индекс НГ и Г 03.05.01.00.000; одна из деталей блока направляющего – планка -  с номером 04 обозначается НГ и Г 03.05.01.00.004; вилка с номером 02 обозначается НГ и Г 03.05.01.00.002; одна из сборочных единиц блока направляющего – ролик с запрессованной в него втулкой – с номером 01 обозначается НГ и Г 03.05.01.01.000; втулка, входящая в состав ролика обозначается НГ и Г 03.05.01.01.001.

На рис. 13 приведена схема составных частей «Блока направляющего», на которые должны быть выполнены чертежи или эскизы. На этой же схеме указаны обозначения, присвоенные этим составным частям.


Построить три изображения и аксонометрическую проекции предмета