Лабораторные работы задачи по электротехнике Исследование резонанса напряжений Исследование резонанса токовИсследование однофазного трансформатора Исследование разветвленных цепей синусоидального тока Переходные процессы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

Исследование трёхфазных цепей при соединении сопротивлений нагрузки в треугольник

Цель работы: экспериментальная проверка соотношений между линейными и фазными величинами и построение векторных диаграмм трёхфазной цепи при соединении сопротивлений нагрузки в треугольник.

Пояснения  к работе

В зависимости от номинального напряжения приёмника и от параметров сети в трёхфазных системах сопротивления нагрузки могут включаться либо в «звезду», либо в «треугольник». Это две основные схемы включения элементов в 3х- фазных системах. Достоинством соединения в треугольник является то, что ему не страшна несимметричность нагрузки. Нагрузка называется симметричной, если комплексы сопротивлений фаз одинаковы, в противном случае – несимметричной. Но такое соединение (например, у источника) обеспечивает только одну величину рабочего напряжения: здесь фазные и линейные напряжения равны. Для величин на зажимах генератора удобно употреблять в качестве индексов большие буквы А, В, С. Для величин на зажимах нагрузки – малые буквы: ax, ву, cz или ав, вс, са.

При соединении нагрузки в треугольник и симметричном режиме работы цепи (рис. 10.1) линейные и фазные величины по модулю связаны между собой соотношениями:

,

или в комплексной форме:

При несимметричной нагрузке соотношение напряжений сохраняется. Линейные же токи через фазные в этом случае определяются по I закону Кирхгофа:

IA = Iab – Ica , IB = Ibc – Iab , IC = Ica – Ibc .

Нулевой провод при соединении в треугольник просто не имеет смысла, схема всегда трёхпроводная.

 Типовая векторная диаграмма для цепи при симметричной R,L-нагрузке, соединённой в треугольник, представлена на рис.10.2.

Домашняя подготовка к работе

1. Изучить тему «Трёхфазные цепи синусоидального тока», познакомиться с целью и

пояснениями к данной лабораторной работе. Подготовить схему и таблицы, необходимые для проведения экспериментов.

2. Для Вашего варианта схемы трёхфазной цепи (см. табл. 1) рассчитать токи и напряжения нагрузки и построить векторные диаграммы для трёх случаев: нагрузка симметричная; обрыв сопротивления нагрузки по любой одной из фаз; обрыв линейного провода по любой другой фазе.

Результаты расчётов внести в табл. 10.2 для сравнения с результатами измерений.

Таблица 10.1. Варианты заданий к лабораторной работе № 10.

Вариант

Uф, В

Zax

Zby

Zcz

Обрыв фазы

Обрыв лин. пров

1

12.7

03

R1

R4

вс

С

2

22

03+j(26+28)

R4+jL4

R1+j29

са

В

3

33

-j(13+19)

-j(13+19)

-jC4

ав

А

4

12.7

j(26+28)

j29

+jL4

вс

А

5

33

03+06

R4

R3

са

В

6

38.1

03+j(26+28)

R1+j29

R4+jL4

вс

С

7

25.4

01+04

R2

R4

ав

В

8

232

01+03+04

06

R4

са

А

9

27.7

03+06-jC1

R3-jC4

R4-j(13,15,17,19)

вс

С

10

38.1

03+06

R3

R4

ав

В

Примечания. В таблице указаны номера элементов, из которых формируются сопротивления фаз нагрузки.

Например, для варианта 6 указано: Zах = 03 + j(26+28), Zвy = R1+j(29), Zсz = R4+jL4. Это значит, что для фазы А необходимо использовать R-элемент 03 – 100 Ом, индуктивные элементы 26+28 = 20+50 мГн, т.е. Х = wL = = 314*0,07 = 22 Ом. Таким образом, получаем: Zax = 100 +j22 Ом. Такое же сопротивление в фазе В формируется из элементов: R1 = 100 Ом и индуктивного элемента 29 = 70 мГн. В фазе С сопротивление формируется из регулируемого резистора R4 = 100 Ом  и из регулируемого индуктивного элемента L4 = 70 мГн.

В случаях, когда используются ёмкостные элементы 11 – 19, их между собой необходимо включать параллельно.

Например, в варианте 9 указано: Zcz = R4 – j(13,15,17,19). Это значит, что активное сопротивление, такое же как в фазах А и В, необходимо установить с помощью регулируемого резистора R4. Ёмкостные же элементы 13,15,17,19 необходимо соединить параллельно, прежде чем включить в фазу C.

Короткое замыкание по любой фазе нагрузки в данном случае будет означать короткое замыкание генератора, что небезопасно.

Порядок выполнения работы

1. Используя набор съёмных элементов и элементов на стенде, собрать схему своего варианта. Предусмотреть возможность включения амперметра в любую ветвь. Пояснения к формированию сопротивлений нагрузки смотри в примечаниях к таблице вариантов. Нанести общепринятые обозначения токов, напряжений и сопротивлений. В качестве трёхфазного источника использовать источник синусоидального напряжения частотой 50 Гц, имеющийся на стенде.

2. Симметричный режим. Измерить линейные IА, IВ,IС и фазные Iab, Ibc, Ica токи, а также напряжения на нагрузке. Результаты измерений внести в табл.10.2. Убедиться, что отношение Iл.ср к Iф.ср действительно равно .

Таблица 10.2. Результаты исследования 3х-фазной цепи при соединении

нагрузки в треугольник.

Режим работы

цепи

 Напряжения

Линейные токи

Фазные токи

 

Uaв,

 B

Uвc,

 B

Uca,

 B

 IA, мА

 IВ,

 мА

 IС,

 мА

 Iaв,

 мA

 Iвс,

 мA

Icа,

мA

 

Симмерич-ная нагрузка

Расчёт

 

Экспер

 

Обрыв фазы

Расчёт

Экспер

 

Обрыв линейного провода

Расчёт

 

Экспер

 

Примечание.  В какой фазе производится обрыв линейного провода или сопротивления нагрузки – указано в таблице вариантов.

 

3. Режимы обрыва фазы. Повторить измерения токов и напряжений при обрыве сопротивления нагрузки и линейного провода, сравнить их с параметрами симметричного режима и сделать выводы.

4. Сравнить измеренные значения токов и напряжений по каждому из пунктов исследования с расчётными. На векторные диаграммы, построенные при подготовке к работе, другим цветом нанести векторы, соответствующие экспериментальным данным.

5. Сформулировать заключение по работе.

Вопросы для самоконтроля

1. Напишите соотношения между линейными и фазными напряжениями и токами при соединении приемников в «треугольник».

2. Как изменяются линейные токи симметричного приемника при переключении его сопротивлений со «звезды» на «треугольник» и питании от одного и того же источника?

3. Как изменяются линейные токи симметричного приемника, соединенного «треугольником», при обрыве одной из его фаз?

4. Расскажите о порядке построения векторных диаграмм трехфазных цепей при соединении приемников в «треугольник».

5. Каковы преимущества и недостатки схемы соединения «треугольник» по сравнению со схемой соединения «звезда»?

6. Как изменяются линейные и фазные токи симметричного приемника, соединенного «треугольником», при обрыве одного из линейных проводов?


Исследование трёхфазных цепей при соединении сопротивлений нагрузки в звезду