Лабораторные работы задачи по электротехнике Методы расчета цепей Задание на курсовую работу Переходные процессы метод контурных токов метод узловых потенциалов метод наложения метод эквивалентного генератора

Практическое занятие № 2.

Переходные процессы в электрических цепях.

Составление характеристического уравнения

Цель: получить навыки составления характеристического уравнения методами «входного сопротивления» и «главного определителя».

Порядок проведения занятия

1. Контроль знаний основных теоретических положений по расчету переходных процессов, изложенных на лекции и в учебниках [1–4].

2. Решение типовых задач совместно со студентами.

3. Самостоятельное решение каждым студентом индивидуальных задач.

4. Контроль за самостоятельной работой студентов.

5. Обсуждение наиболее сложных вопросов и разбор типичных ошибок.

Проверка знаний основных теоретических положений

1. Сформулируйте и запишите с помощью математических символов законы коммутации.

2. Определите суть классического метода расчета переходных процессов в электрических цепях.

3. Что вы понимаете под характеристическим уравнением?

4. Зависит ли решение дифференциального уравнения от корней характеристического уравнения?

5. Какие способы составления характеристического уравнения вы знаете?

6. Может ли корень характеристического уравнения при переходных процессах быть величиной положительной? Ответ поясните.

 

 

Примеры для совместного решения со студентами типовых задач

Пример 2.1.

Для схемы (рис. 9) с параметрами  Ом,  мГн,  Ф составить характеристическое уравнение, применяя метод «главного определителя», в приведенной форме. Вычислить коэффициент при среднем члене и свободный член уравнения. В момент времени   замыкается ключ.

 

Рис. 9. Расчетная схема для примера 2.1

Решение

Метод состоит в том, что главный определитель системы уравнений, составленной по методу контурных токов или узловых потенциалов, приравнивают к нулю, реактивные элементы при этом заменяют следующим образом: .

Главный определитель системы уравнений для контурных токов в цепи с двумя независимыми контурами имеет вид:

,

где Z11, Z22 – собственные сопротивления соответственно первого и второго контуров; Z12 = Z21 – сопротивление ветви, через которую замыкаются оба контурных тока.

Для заданных контуров (рис. 9) и выбранных направлений токов

.

Найдем и приравняем определитель  к нулю:

,

в приведенном виде

.

Найдем коэффициент при среднем члене:

и свободный член уравнения

.

Характеристическое уравнение имеет вид

.

Пример 2.2.

Для условий примера 2.1 составить характеристическое уравнение методом «входного сопротивления», найти его корни.

Решение

Метод «входного сопротивления» состоит в решении уравнения . Чтобы получить , необходимо в цепи после коммутации закоротить все источники эдс, разомкнуть все ветви, содержащие источники тока, а реактивные элементы при этом заменить следующим образом: . Далее разрываем любую ветвь полученной цепи и определяем со стороны обрыва.

Запишем выражение для входного сопротивления цепи  при размыкании первой ветви:

.

Составим характеристическое уравнение, полагая , т. е.

  или .

В приведенном виде

Сравнивая последнее уравнение и характеристическое уравнение в приведенном виде, полученное в примере 2.1, можно сделать вывод, что независимо от того, какой метод используется для составления характеристического уравнения, итог будет один и тот же.

Следовательно, характеристическое уравнение имеет вид: .

Решая квадратное уравнение, найдем корни характеристического уравнения

,

Самостоятельное решение студентами индивидуальных задач

Для электрических цепей (прил. 1) в соответствии с предложенным преподавателем вариантом:

1) преобразовать схему, заменив: а) катушку индуктивности L резистором с сопротивлением r; б) конденсатор С резистором с сопротивлением r;

2) для исходной схемы и двух полученных схем составить характеристические уравнения и найти их корни.


Экспериментальная проверка методики расчета линейных электрических цепей