РЕНУАР Пьер Огюст Маленькие жонглерши в цирке Фернандо Купание на Сене Дочери Катулла Мендеса у пианино Девочка с лейкой Девушка у источника Сторонники импрессианистов Ретроспективные выставки


КАЙБОТТ Гюстав (1848-1894). Богатый холостяк, этот молодой инженер, специализировавшийся в области кораблестроения, был в то же время талантливым художником. Он не только дружил с импрессионистами, но и вел себя как щедрый меценат по отношению к ним. Кайботт познакомился сначала с Моне, а потом с Ренуаром.

Г. КАЙБОТТ Автопортрет. Ок. 1889

Он быстро стал их другом и благодетелем и, чтобы помочь им, покупал картины этих художников (к примеру, «Качели» и «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара). В 1876 г. после второй совместной выставки импрессионистов Кайботт присоединяется к их группе. В это же время он составляет завещание, согласно которому вся его коллекция, представляющая собой обширное собрание работ импрессионистов, передавалась государству, но при условии, что она будет выставлена в одном из крупнейших музеев Парижа, а со временем пополнит собрание Лувра. Своим душеприказчиком Кай- ботт назначил Ренуара. В завещании также говорилось: «Я хочу, чтобы из моего наследства была взята сумма, необходимая на проведение в 1878 г. в самых достойных условиях выставки художников, которых называют «непримиримыми» или импрессионистами».

Он сумел заразить друзей своим энтузиазмом, и третья выставка прошла весной 1877 г. Вскоре после ее закрытия Кайботт активно участвует во втором аукционе картин импрессионистов. Он предлагает свою помощь и для проведения четвертой выставки импрессионистов, которая открылась 10 апреля 1879 г. В день ее открытия он написал Моне записку: «Мы спасены: сегодня к пяти часам вечера было продано билетов на четыреста франков. Два года назад в день открытия мы не набрали и трехсот пятидесяти франков».

Дюранти познакомился с Эдуардом Мане, и этих двух людей связала тесная дружба

После падения Коммуны Дюре уезжает в Англию, где встречает Писсарро, последние картины которого приводят Дюре в восхищение: «С известной точки зрения, Писсарро, безусловно, является реалистом: для него запечатленный на полотне пейзаж есть портрет реально существующего уголка земли».

В статье о Коро, которого Жеффруа называет «живописцем, воспевавшим женщин», критик отмечал, что Коро рассматривал человеческую фигуру как пейзаж и писал «человеческое тело и одежду так, как пишут землю, листву и облака».

Шестая выставка импрессионистов прошла в апреле 1881 г., но Кайботт в ней не участвовал.

Художники импрессионисты, меценаты, критики


Сергей Иванович Щукин