РЕНУАР Пьер Огюст Маленькие жонглерши в цирке Фернандо Купание на Сене Дочери Катулла Мендеса у пианино Девочка с лейкой Девушка у источника Сторонники импрессианистов Ретроспективные выставки

Ж. СЁРА Цирк. 1890-1891

СЕРЮЗЬЕ Поль (1863, Париж - 1927, Морлэ). Этот человек был своего рода связующим звеном между понт-авен- ской группой художников и группой наби. Ученик Академии Жюлиана, он в сентябре 1888 г. благодаря посредничеству Эмиля Бернара познакомился в Понт-Авене с Полем Гогеном. Результатом этой короткой встречи стал знаменитый «Лес любви» («Талисман»), пейзаж, написанный на крышке коробки для сигар. Работа была выполнена под руководством Гогена «фиолетовыми красками, киноварью, зеленой Пао- ло Веронезе и другими чистыми красками, почти без примеси белого». Вернувшись в Париж, Серюзье показывает эту работу Морису Дени, Боннару, Вюй- ару и Русселю, своим товарищам по Академии Жюлиана, и рассказывает им о новой эстетике художников понт- авенской группы. Они решают создать группу под названием «наби» (от древнееврейского «пророк»), душой которой стал Серюзье. Творчество группы развивалось от импрессионизма к символизму и было отмечено влиянием неоплатонизма. В 1889 г. Серюзье снова встретился с Гогеном в Ле Пульдю.

П. СЕРЮЗЬЕ Молящаяся бретонка. 1892

П. СЕРЮЗЬЕ «Лес любви» («Талисман»). Понт-Авен. 1888

Однако отчетливее всего элементы кубизма проявились в картине «Большие купальщицы» (1906). Ритмизованная композиция, четко определенные планы, их сочетание, общая композиция, безусловно, предвосхищают «Авиньонских девиц» Пикассо, написанных почти в те же годы: работа Пикассо датируется 1906-1907 гг.

Искусство - это гармония. Гармония есть сглаживание контрастов и уподобление смежных элементов: тона, оттенка и линии, которые рассматриваются как в связи с воздействием на них освещения, так и с точки зрения ведущего начала - радостных, спокойных или печальных комбинаций.

Все творчество Сера - как его рисунки, так и живописные работы - обусловлено этой теорией контрастов. Сын судебного пристава из парижского района Ла-Виллет, Сера происходил из небогатой и набожной буржуазной семьи.

До шестнадцати лет он учился в коллеже, посещая одновременно муниципальную школу рисунка, которой руководил скульптор Жюстин Лекен, получивший в свое время Римскую премию Тогда Сера с 15 мая по 1 июля выставляет эту работу в «Салоне независимых», одним из инициаторов создания которого он был наряду с Синьяком, Редоном и Дюбуа-Пилле.

Создается впечатление, что, стоя в задумчивости перед чистым холстом, художник решает, какие линии и узоры разместит он на его поверхности, какими красками и оттенками покроет этот холст.

Делакруа советовал не приступать к непосредственной работе над картиной, не постояв прежде продолжительное время перед чистым холстом.

Художники импрессионисты, меценаты, критики


Сергей Иванович Щукин