РЕНУАР Пьер Огюст Пензавзгляд- сайты пензы спорт. Маленькие жонглерши в цирке Фернандо Купание на Сене Дочери Катулла Мендеса у пианино Девочка с лейкой Девушка у источника Сторонники импрессианистов Ретроспективные выставки

Дж. СЕГАНТИНИ Девушка у источника

П. СЕЗАНН Автопортрет. 1882-1885

П. СЕЗАНН Автопортрет в каскетке. Ок. 1873

П. СЕЗАНН Этюд: пейзаж в Овере. Ок. 1873

П. СЕЗАНН Натюрморт с черными часами. 1869-1870

СЕЗАНН Поль (1839, Экс-ан-Прованс - 1906, Экс-ан-Прованс). Хотя Сезанн был тесно связан с кругом импрессионистов, он очень скоро заявил о своей особой позиции, критикуя их живопись за то, что он считал отсутствием структуры. В отличие от большинства импрессионистов, Сезанн проявлял интерес к композиции, размещению предметов на плоскости; объемность и постоянство формы предметов привлекали внимание художника ничуть не меньше, чем цвет и его нюансы. Он не мог отделить одно от другого и говорил Эмилю Бер- нару: «Рисунок и цвет не противопоставлены друг другу. Когда пишешь картину, постепенно, по мере продвижения вперед, ее рисуешь. И чем полнее цветовая гармония, тем точнее рисунок, - когда цвет становится насыщенным, полностью проявляется и форма. Контрасты и соотношение тонов - вот в чем состоит секрет рисунка и моделирования». Эта последняя фраза сближает его с эстетикой Сера, Синьяка и всех неоимпрессионистов.

Стремясь «писать, как Пуссен, но природу», Сезанн прекрасно сознавал, сколь недолговечны внешние впечатления, фиксируемые только глазом, - впечатления, так ценимые Моне и художниками его круга.

Для всех этих работ характерны плотная живописная поверхность, резкие контрасты, достигаемые благодаря темным теням и глубокому черному цвету, мрачные тона с преобладанием черного, серого, коричневого, синего с незначительными вкраплениями белого; иногда художник кладет кое-где зеленые или красные тона, оживляя эту почти монохромную суровость. Такое понимание искусства отражают натюрморты, портреты и композиции, созданные художником в эти годы.

В качестве примеров назовем работы «Далии» (1875), «Натюрморт с суповой миской» (ок. 1877), многочисленные автопортреты и портреты жены, самым известным из которых является картина «Жена художника, сидящая в кресле» (1877), часто называемая «В красном кресле», «Портрет Виктора Шоке» (1876-1877) и ряд этюдов к «Купальщицам» (1906).

Действительно, около 1883-1885 гг. Сезанн написал ряд работ с одинаковым названием - «Вид Эстака», в которых новые тенденции заявляют о себе.

В произведениях, созданных Сезанном в последние десять лет жизни - обычно их объединяют названием «лирический период», то есть между 1896 и 1906 гг., - закрепляются тенденции, которые приводят художника к более полному синтезу между разработкой композиции и завершенностью форм, с одной стороны, и определенным лиризмом замысла в целом - с другой.

Художники импрессионисты, меценаты, критики


Сергей Иванович Щукин