РЕНУАР Пьер Огюст Маленькие жонглерши в цирке Фернандо Купание на Сене Дочери Катулла Мендеса у пианино Девочка с лейкой Девушка у источника Сторонники импрессианистов Ретроспективные выставки

П. О. РЕНУАР Дочери Катулла Мендеса у пианино. 1888

П. О. РЕНУАР Танцовщица. 1874

На лето он ездил в Бернваль. Начиная с 1880 г. Ренуар проводит лето у матушки Фур- нез в Круасси, в Буживале, где в принадлежащем Фурнез ресторанчике написал свою знаменитую картину «Завтрак гребцов» (1880-1881), которую показал на седьмой выставке импрессионистов. В левой части картины изображена молодая девушка, играющая с собакой; это Алина Шариго, которая станет женой Ренуара, а напротив нее сидит Кайботт. Среди картин, написанных в 1883 г. и выдержанных в том же стиле, назовем «Танец в Буживале», «Танец в деревне» и «Танец в городе». Весной 1881 г. Ренуар на несколько недель отправляется в Алжир, куда он вернулся в марте 1882 г. («Банановые деревья», «Арабский праздник в Алжире», «Касба»). Осенью 1881 г. Ренуар также посещает Италию: пишет картины в Венеции и изучает сокровища итальянских музеев, особенно во Флоренции и Риме. В 1882 г. в Палермо художник написал «Портрет Рихарда Вагнера». По возвращении во Францию Ренуар работает вместе с Сезанном в Эстаке под Марселем, где пишет необычайно яркие пейзажи, по фактуре очень напоминающие импрессионизм; в 1883 г. художник живет в Гернеси. В период с 1883 по 1890 г. искусство Ренуара претерпевает значительные изменения. После выставки его работ, состоявшейся в апреле 1883 г. в галерее Дюран-Рюэля (предисловие к каталогу было написано Теодором Дюре), Ренуар прочитал труд Ченнино Ченнини.

П. О. РЕНУАР Церковь в Канъ-сюр-Мер. 1905

После экспериментов этих нескольких лет творчество Ренуара вновь претерпевает изменения: строгие линии рисунка и четко очерченные формы становятся мягче (хотя формы прописаны с большей определенностью, чем в импрессионистский период), аскетичная цветовая гамма тоньше, границы между красками - более зыбкими, а все полотно начинает переливаться перламутром - откуда и возникло название этого периода в творчестве Ренуара - «перламутровый»; обычно он датируется 1890-1897 гг.

Учащающиеся приступы острого ревматизма заставляют Ренуара перебраться на юг, в Кань-сюр-Мер, где художник и провел остаток дней в усадьбе «Колетт».

Ван Риссельберге был своим человеком в художественных кругах; особенно тесная дружба связывала его с Верхарном, портрет которого он написал в 1913 г., Метерлинком, Фенео- ном, Морисом Дени, Андре Жидом, Копо.

САРДЖЕНТ Джон Сингер (1856, Флоренция - 1925, Лондон). Сын врача из Бостона, Сарджент как художник сформировался в Париже под руководством Каролюса-Дюрана, после чего в 1886 г. перебрался в Англию, где быстро стал портретистом, популярным в высшем свете.

Художники импрессионисты, меценаты, критики


Сергей Иванович Щукин