РЕНУАР Пьер Огюст Маленькие жонглерши в цирке Фернандо Купание на Сене Дочери Катулла Мендеса у пианино Девочка с лейкой Девушка у источника Сторонники импрессианистов Ретроспективные выставки

П. О. РЕНУАР Маленькие жонглерши в цирке Фернандо. 1875-1879

В этот период Ренуар пишет обнаженных женщин, кожа которых волшебным образом искрится и переливается: «Купальщица на скале» (1892), «Заснувшая купальщица» (1897), а также портреты - «Семья художника» (1896). Начиная с 1897 г. и вплоть до 1900 г. Ренуар все больше времени проводит в Эссуа, где пишет окрестности, натюрморты, детские портреты, в том числе и портрет своего второго сына Жана. Художник часто изображает мальчика на коленях у их прислуги Габриель, которая часто позировала ему и до самой смерти художника была его любимой натурщицей: «Габриель и Жан» (1895), «Жан Ренуар с обручем» (1898), «Жан Ренуар в костюме Пьеро» (ок. 1902) или «Габриель в украшениях» (1910), «Габриель с розой» (1911). Учащающиеся приступы острого ревматизма заставляют Ренуара перебраться на юг, в Кань-сюр-Мер, где художник и провел остаток дней в усадьбе «Колетт». Этот период, с 1903 по 1919 г., проходит под знаком пышного пантеизма: произведения этих лет пронизаны чувственностью, на полотнах Ренуара преобладают розовый, красные и оранжевые тона. Художник в эти годы испытывает самые разнообразные, порой противоречащие друг другу влияния мастеров прошлого - Рубенса, Буше, Фрагонара, Энгра, а также своего друга - скульптора Май- оля. Картина «Суд Париса» (1908) - один из самых ярких примеров этой размашистой манеры письма, в которой ощущается влияние скульптуры.

П. О. РЕНУАР Плоды юга. 1881

Помимо ярких, окрашенных в интенсивные цвета пейзажей («Сад усадьбы Колетт», 1909) художник пишет пышные, обнаженные женские тела, полные чувственности картины. Наиболее известные из них: «Большая купальщица в шляпе» (ок. 1904-1906), «Купальщица, вытирающая ногу» (1905), «Купальщицы» (ок. 1915); лучшей работой этого периода принято считать картину «Купальщицы», иногда называемую «Нимфы» (ок. 1918). Благодаря завораживающему яркому сиянию и глубокой лиричности полотно это напоминает «Купальщиц» Фрагонара; оно также свидетельствует о том, что, несмотря на старость и болезни, неоднократно меняя манеру письма, Ренуар сумел сохранить в своем искусстве поэзию здоровой жизни и показать, насколько молода его живопись благодаря той радости, которую он испытывает, создавая картины.

В этот же период художник создает полные религиозного мистицизма картины «Сердце Иисусово» и «Христос в терновом венце».

Огромная заслуга Ренуара состоит в том, что он использовал теории импрессионистов и их технику не только когда писал пейзажи, натюрморты или людей на пленэре, но и когда писал большие композиции, обнаженную модель и портреты, что открыло перед ним возможность новой интерпретации галантных сцен, которые так любили французские художники XVIII в. - Ватто, Буше, Фрагонар

В начале творческого пути Ренуар предпочитал писать гибкое тело, а впоследствии пышное и писал это с чувственностью, никогда не переходящей в непристойность

Из работ, написанных в этот период - они выполнены еще в достаточно реалистической манере, - назовем: «Харчевня матушки Антони» (1866), «Диана- охотница» (отклоненная жюри Салона в 1867 г.), «Лиза» (выставленная в Салоне в 1868 г.), «Портрет Сислея с женой» (1868).

Впоследствии Ренуар скажет Альберу Андре: «Я люблю картины, которые вызывают у меня желание очутиться внутри их пространства, если это пейзаж, и положить руку на грудь или на спину, если изображена обнаженная женщина».

Ренуар, как истинно французский художник, любил писать портреты и обнаженную натуру. Одним из его первых шедевров в этом жанре была картина «Ложа» (1874), которая, безусловно, написана под влиянием «Портрета инфанты Маргариты» Веласкеса.

Ренуара в жанре портретной живописи являются: «Господин Шоке» (1876), «Девушка в соломенной шляпе» (1878), «Девушка в шляпе с вуалеткой» (ок. 1875-1877), «Портрет госпожи Шар- пантье» (ок. 1877), «Госпожа Шарпантье с детьми» (1878), «Портрет актрисы Жанны Самари» (Салон, 1879).

Весной 1881 г. Ренуар на несколько недель отправляется в Алжир, куда он вернулся в марте 1882 г. («Банановые деревья», «Арабский праздник в Алжире», «Касба»). Ренуар хочет вернуться к четкой линии и более упорядоченной композиции

Художники импрессионисты, меценаты, критики


Сергей Иванович Щукин