РЕНУАР Пьер Огюст Маленькие жонглерши в цирке Фернандо Купание на Сене Дочери Катулла Мендеса у пианино Девочка с лейкой Девушка у источника Сторонники импрессианистов Ретроспективные выставки


В картинах «Качели» и «Бал в Мулен де ла Галетт» тот же Ренуар, напротив, слишком озабочен тем, чтобы рабски следовать за природой. При первом взгляде кажется, будто полотна пострадали при перевозке из мастерской художника в выставочный зал: там и тут на них виднеются круглые пятна или полосы. Приглядевшись, вы понимаете, что художник пытался передать впечатление от яркого солнца, которое сквозь листву падает на сидящих людей. Круглые пятна означают тень, которую отбрасывает каждый листик. Должен признать, что это вполне в духе импрессионизма, однако вести такую борьбу с природой не значит ли обрекать себя на неизбежное и бесславное поражение, поскольку борьба эта всегда смешна? (...)

Адоль. - Шаривари. 14 апреля 1872 г. (на табличке надпись: Дворец промышленности)

Господин Пьетт не сразу присоединился к этим художникам, но здесь он вполне на месте. Его картины «Улица Клюни» и «Бродячий цирк» представляют собой забавные и красочные этюды, а работа, помещенная в каталоге под номером 156 и называющаяся «Сад», поражает неестественными переливами красок. (.)»1.

«Плодовитость этих художников свидетельствует о том, до какой степени они довольствуются малым. Один только господин Кайботт выставил около двадцати полотен, и все они оставляют впечатление выполненных за один день при помощи половой щетки. Господин Моне прислал тридцать пейзажей, которые вполне могли быть написаны за полдня. Господин Писсарро еще до завтрака успел набросать с дюжину картин, а всего он выставил около сорока. (...)

О господине Мане, которого без всяких на то оснований считают главой импрессионистов и который талантливее, чем все они, вместе взятые, не следует здесь говорить. Он никогда не хотел выставляться вместе с так называемыми «независимыми», что должно было бы показать им со всей очевидностью, сколь мало ценит он их талант».

«Посетите выставку импрессионистов или, как их еще называют, «независимых».

Там вы найдете смесь превосходного и гротескного.

Вы ощутите это, стоя перед полотном, на котором изображена зеленая - в буквальном смысле слова, зеленая! - женщина с кожей цвета разложившегося мяса.

Господин Мане изучает прелести природы.

Здесь можно увидеть совершенно бездарные картины, произведения безумцев, которые принимают камушки за изящные жемчужины

После скандала, разразившегося в Салоне (1865) из-за картины «Олимпия», Мане приобрел у солидных людей прочную репутацию, «шута» В 1883 г. не стало Эдуарда Мане.

Этот человек, родившийся в обеспеченной семье, умер бедным. Для покрытия долгов надо было продать картины, оставшиеся в его мастерской.

1892-1899 гг.: на авансцену выходят художники, ранее находившиеся в тени Тот, кто станет анализировать эволюцию цен на полотна импрессионистов, должен помнить только об одном факте, касающемся Сислея, - о дате его смерти.

Художники импрессионисты, меценаты, критики


Сергей Иванович Щукин