РЕНУАР Пьер Огюст Маленькие жонглерши в цирке Фернандо Купание на Сене Дочери Катулла Мендеса у пианино Девочка с лейкой Девушка у источника Сторонники импрессианистов Ретроспективные выставки


ЩУКИН Сергей Иванович (18511936, по др. данным 1854-1937). Сергей Иванович Щукин, которому принадлежало торговое дело по продаже восточных тканей, был истинным меценатом.

Обладавший тонкой интуицией и большими средствами, он приобретал полотна многих импрессионистов: Мо- не, Ренуара, Сислея, Писсарро. Но больше всего ему нравились работы постимпрессионистов: Сезанна, среди картин которого, приобретенных Щукиным, следует отметить «Пьеро и Арлекина» и «Даму в голубом», а также Гогена и Ван Гога, гениальность которых он признал одним из первых. Щукин приобрел несколько картин Анри Руссо, но больше других художников он ценил творчество Матисса, который выполнил несколько работ по его заказу, среди которых «Танец» и «Музыка», предназначенных для дворца князя Трубецкого в Москве, приобретенного Щукиным. Это был роскошный особняк, на стенах которого висели картины Матисса, Пюви де Шаванна, Уистлера и Карьера.

А. МАТИСС Портрет Щукина

После революции Щукин покинул Россию и жил в Париже, где его часто можно было видеть на выставках. Его финансовые возможности в это время уже были не те, что раньше, однако он по-прежнему гордился тем, что собрал одну из самых богатых коллекций французской живописи, которая в 1948 г. была разделена между Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и Эрмитажем в Санкт-Петербурге (тогда Ленинград).

«Выставка так называемой «живописи»...»

Этими словами начиналась статья (1876) известного в то время критика газеты «Фигаро» Альбера Вольфа. Слова эти наряду с сотней подобных оценок красноречиво свидетельствуют о необычайном и почти единодушном неприятии, с которым критика встретила работы импрессионистов. При таком подборе оставляем в стороне статьи, написанные до первой выставки импрессионистов (1874), статьи желчные и злобные, направленные против отдельных художников.

Мы решили ограничиться статьями, написанными в годы, непосредственно следовавшие за созданием группы импрессионистов, и на их примере показать, каким злобным нападкам подвергались эти художники. Спустя несколько лет тон критиков стал мягче (что обеспечило Мане успех в Салоне 1881 г.; однако почему не отнестись с тем же вниманием к восторженным и пророческим отзывам Малларме, Золя, Лафорга, Ривьера и некоторых других? (См. главу «Сторонники импрессионизма».) Но их голоса были малочисленны и не отражали общего настроения: ясно, что они были в меньшинстве.

РИВЬЕР Жорж (2-я пол. XIX в.). Тесть сына Сезанна, Ривьер был искренним другом импрессионистов, и в первую очередь Ренуара.

В. ВАН ГОГ Александр Рид. Париж, начало 1887

СИЛЬВЕСТР Арман (1837-1901). В книге «В стране воспоминаний» критик Арман Сильвестр воссоздает атмосферу, царившую в кафе Гербуа, где он часто бывал.

ТАНГИ Жюльен, по прозвищу «папаша Танги» (1815-1894). До 1810 г. Жюльен Танги был сначала штукатуром, затем служил на железной дороге, а потом стал изготовлять краски для художников и разъезжать с ними по окрестностям Парижа, благодаря чему познакомился с Писсарро, Ренуаром и Моне.

ТОРЕ Теофиль (псевдоним Бюрже Вильям) (1807-1868). Художественный критик, автор многочисленных эссе, Теофиль Торе в 1849 г., отправляясь в эмиграцию, где ему было суждено прожить одиннадцать лет, взял себе псевдоним Вильям Бюрже.

Критик также отметил пейзаж Моне «Дорога в лесу Фонтенбло», где его внимание особо привлекло то, как переданы «вечернее освещение и позолоченные заходящим солнцем верхушки высоких деревьев».

ЧУДИ Хуго фон (1851-1911). Директор Национальной галереи в Берлине Хуго фон Чуди, наряду с Либерманом и Мейер-Грефе, много сделал для того, чтобы в Германии узнали и полюбили современную французскую живопись, в первую очередь картины Мане и импрессионистов.

Весной 1879 г. Жорж Шарпантье начал выпускать еженедельник «Ви модерн», призванный освещать художественную, литературную и светскую жизнь своего времени; с еженедельником сотрудничал Эдмон Ренуар, написавший для него статью о творчестве своего брата.

Художники импрессионисты, меценаты, критики


Сергей Иванович Щукин