РЕНУАР Пьер Огюст Маленькие жонглерши в цирке Фернандо Купание на Сене Дочери Катулла Мендеса у пианино Девочка с лейкой Девушка у источника Сторонники импрессианистов Ретроспективные выставки


ОШЕДЕ Эрнест (1837-1891). Среди первых поклонников живописи импрессионистов следует назвать Ошеде, владельца крупного парижского магазина. Он быстро увлекся творчеством художников новой школы и собрал прекрасную коллекцию их произведений; часто они гостили в его имении Монжерон неподалеку от Парижа. Там провел лето 1876 г. Мане, бывал Сис- лей, а также Моне, написавший много пейзажей в этих местах; большинство из них были приобретены Ошеде. В январе 1874 г. Ошеде продал на аукционе шесть картин Писсарро, три картины Моне, три - Сислея, две - Дега; вырученные на этой распродаже средства вдохнули в художников некоторую уверенность. Дюре писал в этой связи Писсарро: «Распродажа коллекции Ошеде открыла вам дорогу в большей степени, чем любые частные выставки».

К несчастью, в июне 1878 г. Ошеде разорился и был вынужден, согласно судебному приговору, продать коллекцию, в которой находились пять картин Мане, девять - Писсарро, двенадцать - Моне, тринадцать - Сислея и девять - Ренуара.

Э. МАНЕ Женщина с попугаем. 1866

Эта распродажа обернулась полным крахом: никогда еще цены на аукционах не опускались так низко. Только одна картина Мане, «Женщина с попугаем», была продана по сносной цене: за нее заплатили семьсот франков.

ПРУСТ Антонен (1832-1905). В 1846 г. в находившемся неподалеку от Пантеона коллеже Роллена, где Антонен Пруст брал уроки рисунка, он познакомился с Эдуардом Мане, который станет одним из его ближайших друзей. В 1850 г. художник привел его в мастерскую Тома Кутюра. Позднее Антонен Пруст в своих «Воспоминаниях» расскажет о непростых отношешении «Импрессионист», призванного защитить художников-новаторов от жестких нападок критики; большую часть статей для журнала написал сам Ривьер. В этих статьях он объясняет, что его друзья избрали термин «импрессионизм», стремясь уверить публику, что на их выставке не будет ни исторических, ни библейских, ни жанровых картин, ни сюжетов из восточной жизни. Он пытается также определить, в чем состоит своеобразие каждого из представленных художников. Ривьер говорит о том, сколько радости и духовности в персонажах, созданных Ренуаром, как умеет Клод Моне передать душу предметов, насколько эпичен Писсарро и изящны форма и фактура у Сислея, о мастерстве Дега Связанные очень теплыми отношениями, Эдуард Мане и Антонен Пруст часто встречаются в кафе Гербуа; в 1857 г. они вместе нанесли визит Делакруа. Мане написал портрет своего друга, который он показал на пятой выставке импрессионистов. 14 ноября 1881 г. Гамбетта назначил Антонена Пруста министром изящных искусств; вскоре после этого назначения Пруст приобрел для государства ряд картин Курбе.

МУР Джордж (1852-1933). В 1873 г. молодой ирландец Джордж Мур приехал в Париж, чтобы заниматься живописью под руководством Кабанеля

В 1888 г. Мур опубликовал «Признания молодого человека», еще одну книгу воспоминаний о кафе «Новые Афины», в которой есть много забавных историй, связанных с художниками- импрессионистами, в первую очередь с Мане и Дега.

НАДАР, наст. фамилия и имя Турнашон Феликс (1820-1910). Карикатурист, писатель и известный фотограф, Надар находился в самой гуще художественной и литературной жизни своего времени.

А. де ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Афиша «Ревю бланш». 1895

Художники импрессионисты, меценаты, критики


Сергей Иванович Щукин