Импрессионизм Импрессионисты и символисты Мане Эдуард Моне Клод История искусства Женщина с хризантемами ВАН ГОГ Винсент Лавей Эжен

 

Э. ДЕГА Женщина с хризантемами. 1865


Италия: Адриатическое побережье и Венеция Наряду с сицилийской школой мозаичистов другим крупным художественным центром, через который византийские формы просачивались в Италию, была адриатическая школа во главе с Венецией. Мы, к сожалению, лишены возможности восстановить столь же четко, как в Сицилии, исходную точку развития этой школы. В Сицилии таковой были принадлежащие столичным мастерам мозаики Чефалу и купола Палатинской капеллы, в адриатическом же районе ею являются фрагментарные мозаики Архиепископского музея в Равенне, уже включающие в себя ряд чисто западных элементов.

Э. ДЕГА

Жокеи перед забегом. 1869-1872

Э. ДЕГА

Жокеи перед трибунами. 1866-1868

Э. ДЕГА

Проездка скаковыгх лошадей. Ок. 1880

В. ВИНЬОН Пейзаж в Овере-сюр-Уаз. Ок. 1880-1885 ГИЙОМЕН Арман (1841, Париж - 1927, Шато-де-Гриньон, Орли). В конце 1844 г. родители Гийомена уезжают из Парижа и обосновываются в Мулене. ГОГЕН Поль (1848, Париж - 1903, Маркизские острова). Гоген, поздно осознавший свое призвание художника, писал 6 октября 1888 г. своему другу, художнику Шуффенекеру: «Какое имеет значение, что я держусь особняком, - в глазах большинства я ни на что не годен, кто-то считает меня поэтом, но рано или поздно все встанет на свои места». В эти годы в творчестве Гогена заметно влияние Клода Моне, Сислея, Писсарро («Сена у Йенского моста», 1875; «Въезд в деревню», 1884). Однако Гоген мечтает о возвращении к примитивному искусству П. ГОГЕН «Vairaumati tei oa» («Ее звали Вайраумати»). 1892 В начале 1889 г. Гоген показывает семнадцать своих полотен в кафе Вольпини на «Выставке картин группы импрессионистов и синтетистов». Особенно сильное впечатление производит последняя из названных картин: все в ней поражает своей непохожестью на импрессионизм - персонажи, в которых многие усматривают сходство с древнеегипетскими барельефами, что достигается благодаря использованию закона фронтальности Разделив судьбу своих друзей-импрессионистов, он не добился признания у современников, за исключением небольшой горстки людей. ГОНСАЛЕС Ева (1849, Париж - 1883, Париж). Ева Гонсалес была дочерью романиста Эммануэля Гонсалеса, поэтому ее детство прошло в среде литераторов и художников.

ДЕГА Эдгар (1834, Париж - 1917, Париж). Дега, называвший себя «классическим художником, который изображает современную жизнь», был тесно связан с импрессионистами: он часто встречался с ними и принимал участие в их групповых выставках В этот период художник пишет исключительно портреты и картины на исторические темы, оставаясь верным традициям и полученному образованию. Однако и в этих работах Дега проявляет себя самобытным художником, о чем свидетельствуют смелость композиции его ранних работ, стремление к изломанным линиям и гармонии ритмов, передаваемой пластически. Э. ДЕГА . 1865 Э. ДЕГА Танцовщица у фотографа. 1873-1875 э Серии художника превращаются в нескончаемую череду постоянно меняющихся форм, изображая которые Дега использует самые разнообразные возможности, чтобы передать ритм, изломы линий, впечатления не такими, какими он их видит в данный момент, а такими, какими он запомнит их и представит себе впоследствии. Сам по себе выбор темы для серии «Скачки» свидетельствует о верности художника классическим традициям: жокей верхом на лошади вызывает ассоциации с античными образами всадников, например со скульптурами фриза Пантеона. Дега пользуется почти исключительно техникой пастели, которая позволяет ему - зрение художника постепенно слабеет, и в конце жизни он почти ослеп - посредством удлиненных линий и широкой штриховки изображать как сами предметы, так и их отражения

Константин Бальмонт так описывает собственные ощущения от звуков, из которых затем складываются поэтические слова:

Я, Ю, Ё, И - суть заострённые, истончённые А, У, О, Ы. Я - явное, ясное, яркое. Я - это Ярь. Ю - вьющееся, как плющ и льющееся в струю. Ё - таящий лёгкий мёд, цветик-лён. И - извив рытвины Ы, рытвины непроходимой, ибо и выговорить Ы невозможно, без твёрдой помощи согласного звука. Смягчённые звуковести Я, Ю, Ё, И всегда имеют лик извившегося змия, или изломной линии струи, или яркой ящерки, или это ребёнок, котёнок, соколёнок, или это юркая рыбка вьюн.

Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз.

Символизм обращается к сфере духа. Искусство рассматривается как средство духовного познания и преображения мира. Момент прозрения, возникающий во время творческого акта — вот то единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей.

Художники-символисты отрицали реализм и считали, что живопись должна воссоздавать жизнь каждой души полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений, должна передавать мысли, идеи и чувства, а не просто фиксировать предметы видимого мира. Но они писали не отвлеченные сюжеты, а реальные события, реальных людей, реальные мировые явления, но в метафоричной и наводящей на размышления манере. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.

Частыми темами их картин были темы жизни и смерти, греха, любви и страдания, ожидания, хаоса и космоса, добра и зла, прекрасного и уродливого. Характерные черты: многозначность образа, игра метафор и ассоциаций.


Импрессионизм художественная школа История искусства