Импрессионизм Импрессионисты и символисты Мане Эдуард Моне Клод История искусства Женщина с хризантемами ВАН ГОГ Винсент Лавей Эжен

ВАН ГОГ Винсент (1853, Гроот Зюндерт, Голландия - 1890, Оверсюр-Уаз, Франция). Как и Гоген, Ван Гог поздно осознал свое призвание художника. Сын сельского пастора, он долго искал себя. Когда Ван Гогу исполнилось двадцать лет, он начал работать у Гу- пиля, владельца художественных галерей, - сначала в гаагском отделении, а затем в брюссельском, лондонском и, наконец, парижском. Вскоре он ощутил в себе призвание к религиозной деятельности и, оставив работу у Гу- пиля, прожил два года в нищете среди шахтеров и крестьян Боринажа (угольного района в Бельгии. - Ред.), рабо
тая священником. В конце 1878 г. Ван Гог начинает рисовать; он искренне восхищается картинами Милле и копирует многие из них. Следуя советам молодого голландского художника ван Раппарда и своего кузена Мауве, Винсент начинает интересоваться творчеством Мариса и Исраэлса. До 1881 г. Ван Гог живет в Бельгии, а с 1881 по 1885 г. в Голландии - в Эттене, Гааге, Дренте и главным образом в Ню- энене (декабрь 1883 г. - ноябрь 1885 г.); наконец, с ноября 1885 г. и до февраля 1886 г. - в Антверпене. Сюжеты для рисунков Ван Гог черпает из окружающей его действительности. Ему интересна жизнь крестьян, шахтеров и землекопов, а также самые скромные предметы повседневного быта: безыскусные сабо, огромные поношенные башмаки, ткацкий станок, миска с картофелем, птичьи гнезда. В это время он пишет пронизанные печалью пейзажи с мрачными, трагическими небесами. В его стремлении к преображению реальности, когда каждый предмет окружающего мира очеловечивается и поэтизируется, уже проявляется индивидуальность Ван Гога-худож- ника. В этот мрачный и грустный период созданы «В мастерской ткача» (1884), «Крестьянин с трубкой» (1884), «Натюрморт с кувшинами» (1884), «Натюрморт с картофелем» (1885),
«Гнезда» (1885), «Пасторский сад в Нюэнене» (1885), «Хижина на закате дня» (1885) и его шедевр - «Едоки картофеля» (1885). Искусство Каролингской империи Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII —первая половина IX в.) —по имени императора франков Карла Великого (768—814), объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании и с 800 г. короновавшегося как император римлян. Походы на Рим, завоевание Равенны, конечно, познакомили франков с искусством Древнего Рима и с раннехристианским искусством.

В. ВАН ГОГ Ночное кафе. Арлъ. Сентябрь 1888

БАЗИЛЬ Жан Фредерик (1841, Монпелье - 1870, Бонла-Роланд). Приехав в 1862 г. в Париж учиться живописи, он поступает в мастерскую Глейра, где знакомится с Клодом Моне. БЕРНАР Эмиль (1868, Лилль - 1941, Париж). Роже Маркс называл Эмиля Бернара отцом «символизма в живописи», но Альбер Орье в своей знаменитой статье, опубликованной в марте 1891 г. в «Меркюр де Франс» и написанной, кстати, по просьбе Бернара, приписывал эту заслугу Гогену, что послужило причиной крайнего возмущения Бернара и его разрыва с Гогеном БЕРУЕТЕ Аурелиано де (1845, Мадрид - 1912, Мадрид). Этот испанский художник, ученик жившего в Испании бельгийского пейзажиста Карлоса Аеса и Мартина Рико, был не только плодотворно работавшим художником, но и просвещенным человеком: в частности, он составил первый научно обоснованный каталог произведений Веласкеса. Около 1848 г. Буден по совету Милле и Тройона посвящает себя живописи. Прежде чем приступить к картине, он выполняет серию акварелей и пастелей непосредственно на пленэре. Бодлер, будучи проездом в Онфлёре и увидев работы Будена, был так ими захвачен, что писал в своем обозрении «Салон 1859 года» . Как и Гоген, Ван Гог поздно осознал свое призвание художника. Из преклонения перед Рубенсом рождается интерес Ван Гога к цвету Но картины «Портрет папаши Танги» (18871888) и «Женщина в кафе «Тамбурин» (1887) свидетельствуют и о влиянии на него мастеров японской графики: с этого времени художник начинает применять прямые, резкие мазки, все больше усовершенствуя их в дальнейшем Ван Гог прожил в приюте для душевнобольных в Сен-Реми год - с 3 мая 1889 г. по 16 мая 1890 г., и все это время он продолжал писать картины.

Искусство России на пороге Нового времени (XVII столетие). Кризис средневекового мировоззрения. Ослабление церковного влияния на духовную жизнь русского народа. Развитие городов и их роль в процессе демократизации культуры переходного периода. Расцвет деревянной архитектуры. Развитие традиций «годуновской» живописи и «строгановской» школы в первой половине XVII в. Борьба идейно-эстетических воззрений в русском искусстве второй половины XVII в.  Эволюция книжной миниатюры. Возрастание значения народного орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Художественная обработка дерева. Золотое и серебряное дело. Местные художественные центры. Лицевое и орнаментальное шитье. Крестьянский и городской костюмы. Значение художественной культуры XVII в. и ее роль в становлении русского искусства Нового времени. творчество Симона Ушакова и  «Оружейная палата».

Процесс «обмирщения» в художественной культуре этого периода. Рождение нового искусства в борьбе старого и нового. Усиление декоративного начала, постепенный отход от церковных канонов, внимание к человеческой индивидуальности и искусстве XVII в.

Светская литература – заметное явление русской культуры. Появление новых жанров ( биографические повести, переводная светская литература приключенческого содержания, бытовая повесть, демократическая сатира, рифмованная поэзия, драматургия).

Первые театральные представления в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1672 году. Первый балет на русской сцене в 1675 году. Основоположник русской драматургии С.Полоцкий.

Архитектура XVII в. Основные этапы развития архитектуры: связь с традициями XVI в. в первой четверти XVII в., поиски нового стиля в середине века; утверждение новых приемов, рождение архитектуры нового времени в конце столетия. Особенности гражданской архитектуры. Обмирщение живописи XVII в.: «годуновская» и «строгановская» школы в иконописи. Творчество Симона Ушакова. Искусство парсуны как переходный этап от иконописи к портретной живописи. Оружейная палата - центр художественно-прикладного искусства. Расцвет эмальерного и ювелирного искусства.

Искусство первой трети XVIII в. (Петровское время) Светский характер российской культуры, ее связь с петровскими социально-экономическими и политическими преобразованиями. Перелом духовной, материальной жизни русского общества и создание нового художественного языка во всех видах искусства. Новая конструктивная система в архитектуре. Строительство Петербурга. Значительные архитектурные памятники Петровского времени.

Усвоение европейских традиций живописи петровского времени: новая техника и новое содержание живописи. Портрет как значительный жанр русской живописи петровского времени. Творчество И. Никитина, А. Матвеева.

Развитие графики как оперативного и мобильного вида искусства. Мастера графики.

Рождение светской круглой скульптуры. Расцвет монументальной скульптуры. Творчество Б.-К. Растрелли.

Панегирическая литература. Драматург и теоретик Феофан Прокопович.. Придворный театр. Публичные представления в Москве в « Комедийной храмине», возведенной по приказу Петра I в 1702-1703 гг. Хоровая и инструментальная музыка, исполнявшаяся на больших празднествах  в честь побед русского оружия. Светские хвалебные канты – появление вокальной лирики. Развитие школьных театров при Киевской, Московской акалемиях и др. учебных заведениях России.


Импрессионизм художественная школа История искусства