Импрессионизм Импрессионисты и символисты Мане Эдуард Моне Клод История искусства Женщина с хризантемами ВАН ГОГ Винсент Лавей Эжен

ЛАВЬЕЙ Эжен (1820-1889). Как Жорж Мишель, Эрвье и Шентрейль, Лавьей, сын небогатого парижского обойщика, начинал с того, что писал небольшие домишки, расположенные на Монмартрском холме; впоследствии он станет любимым учеником Коро. Вместе с женой и детьми Лавьей обосновывается в Барбизоне; они поселяются в лачуге и ведут полную лишений жизнь, однако у художника есть возможность наблюдать за всеми изменениями освещения с самого восхода солнца. Он дебютирует в Салоне (1844), а в 1848 г. участвует в «Открытом Салоне»1 и в 1849 г. за одну из своих работ, выставленных в Салоне, получает медаль третьей степени. В 1855 г. один поклонник его таланта предоставляет художнику жилье в подсобных помещениях своего дома около Ля-Ферте-Милон, где некогда размещался лепрозорий, и художник продолжает писать пейзажи - всегда под открытым небом, в любое время года и в любую погоду. Его полные грустного очарования, выдержанные в серых тонах пейзажи Барбизона уступают место свежим и светлым тонам долины Урк. Но, как и Шентрейль, за свое пристрастие к изображению покрытых снегом деревушек Лавьей заплатил бронхитом и плевритом. Успех картины «Ночь», выставленной в Салоне (1878), вдохновил художника, как и Ионкинда, на многочисленные пейзажи в лунном свете, которые он писал с тем же увлечением, что и занесенные снегом дома, пейзажи на восходе и на закате солнца, а также природу, купающуюся в солнечном свете. Как все пейзажисты его поколения - Кальс, Эрвье, Шентрейль, - Лавьей жил глубокой любовью к природе, честно и добросовестно выражая ее в своих бесконечных вариациях, что и дает основание отнести его к предшественникам импрессионизма.

ЛАМБИНЕ Эмиль Шарль (18151877). Этому ученику Дроллинга, Буас- селье и Ораса Верне больше всего дали Коро и Добиньи. Начиная с 1833 г. и до самой смерти Ламбине выставляет пейзажи, на которых запечатлены окрестности Парижа - чаще всего долины Шеврез, - виды Бретани и Нормандии. Его работы покоряют тонкими и изысканными световыми эффектами.

Э. Ш. ЛАМБИНЕ Осеннее утро. 1850

Однако в 1854 г. уже заявляет о себе импрессионизм, и работы Ламбине заставляют нас вспомнить картины Писсарро. Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные моменты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу.

ЛЕПИН Станислав (1835-1892). Этот последователь Коро был, как и Буден, самоучкой. Часть лета он проводил в Нормандии, но постоянно жил в Париже, ища вдохновение на берегах Сены. Он был знаком с Кальсом, Дютилье, Виньоном и в 1874 г. принимал участие в первой выставке группы импрессионистов, одним из самых бесспорных предшественников которых он является, хотя живописи Лепина - для нее характерны тонкие цветовые нюансы - далеко до дерзости, свойственной Моне и художникам его круга. Его картины покоряют нас свежестью колорита, точностью мазка, что и дает основание сравнивать художника с Коро и с Ионкиндом: как и Ионкинд, Лепин любил писать лунные ночи. Он всегда был стеснен в средствах, и, поскольку у него не было своего торговца картинами, ему приходилось, как некоторым предшественникам импрессионистов, самому организовывать продажу собственных работ. Оригинальность творчества Лепина была признана только после его смерти.

МЕНЦЕЛЬ Адольф фон (1815-1905). Сын литографа из Бреслау, прямой наследник традиций берлинской школы живописи, которая прославилась такими мастерами, как Крюгер и Блехен, в 1845 г. он побывал на выставке в Берлине, и увиденные там пейзажи кисти Констебла стали для него полным откровением. МИШАЛЛОН Ашиль Этна (17961822). Мишаллона, ставшего в 1817 г. первым художником, отмеченным наградой за исторический пейзаж, многие считают предшественником романтизма; другие же относят его к предшественникам импрессионизма МОНТИЧЕЛЛИ Адольф (18241886). Свое художественное образование Монтичелли начал в школе рисунка в Марселе, после чего в 1846 г. он переехал в Париж, где часто бывал в Лувре и в мастерской Поля Делароша. ПАЛМЕР Сэмюэл (1805-1881). Будущему художнику его отец, книготорговец, привил любовь к литературе, и в первую очередь к Мильтону.

РИБО Теодюль (1823-1891). Наряду с Бонвеном и Воллоном Рибо считается предшественником Мане и - в более широком смысле - импрессионистов. Карл Роттманн, родившийся 11 января 1798 г. неподалеку от Гейдельберга и скончавшийся 7 июля 1850 г. в Мюнхене, учился искусству живописи у своего отца и у Иоганна Кселлева в Нюрнберге. ТЁРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям Теофиль Готье писал, что на ней изображен «зверь Апокалипсиса - сверкающий локомотив, широко распахнувший во мраке ночи свои горящие стеклянные глаза; он увлекает за собой длинный хвост вагонов. УИСТЛЕР Джеймс Эббот Макнил (1834-1903). Его отец, майор Джордж Уистлер, военный инженер, был приглашен в Россию проектировать строительство железной дороги Петербург - Москва; с ним поехали жена и сын. Уистлер связан с различными художественными тенденциями своего времени и благодаря своим достижениям в живописи с полным правом может быть отнесен к числу предшественников импрессионизма. ШЕНТРЕЙЛЬ Антуан (1816-1873). Этот ученик Коро, так же как Кальс и Эрвье, всегда пытался передать тончайшие изменения освещения на восходе и закате солнца; и он был одним из тех предшественников импрессионизма, кому это удалось лучше всех. ЭРВЬЕ Адольф (1818-1879). Сын художника, учившегося у Давида, Эрвье был учеником Леона Конье и - в еще большей степени - Изабе.

Сатирическое начало в творчестве Дж.Голсуорси заявлено в романе «Остров фарисеев» (1904). В 1906 г. выходит роман «Собственник», положивший начало форсайтовскому циклу. Романы «В петле» (1920), «Сдается внаем» (1921) хронологически не входят в рамки данного курса. Эти романы, а также две интерлюдии «Последнее лето Форсайта» (1918) и «Пробуждение» (1920) стали органическим продолжением знаменитой «Саги о Форсайтах». Позднее была написана «Современная комедия», включившая романы «Белая обезьяна», «Серебряная ложка», «Лебединая песня» и две интерлюдии («Идиллия», «Встречи»). В «Сагу о Форсайтах» включаются также трилогия «Последняя глава» и рассказ «Спасение Форсайта».

Студенты должны прочитать роман «Собственник», стоящий у истоков всего цикла и являющийся прекрасным образцом реализма писателя. Студентам нужно обратить внимание на специфику системы персонажей, многолинейность сюжета, использование образов-символов, богатство пейзажных зарисовок.

Имя Бернарда Шоу (1856-1950) связано прежде всего с понятием «новой драмы». Специфика времени требовала проблемной драматургии, нового героя. Школой Шоу стал Г.Ибсен и его «аналитический» театр. В работе «Квинтэссенция ибсенизма» (1891) Шоу выразил свое творческое кредо драматурга, а также заявил о себе как блестящий литературный критик. В 1891 году в Лондоне возникает «независимый театр», коллективу которого Б.Шоу предлагает свой первый цикл «Неприятные пьесы». Студентам предстоит познакомиться с двумя из них: «Дома вдовца» (1892) и «Профессия миссис Уорен» (1893-1894). «Пьесы-дискуссии» характеризуются обширными предисловиями и ремарками и другими новаторскими приемами. Искусство Шоу – это искусство максимальной идейной насыщенности.

В программу курса включены также пьесы «Пигмалион» (1912) и «Дом, где разбиваются сердца» (1915). С особенностями драматургического метода Шоу студенты могут познакомиться, проанализировав дополнительную научную литературу. Интересная информация содержится и в биографическом очерке.

Редьярд Киплинг (1865-1936), лауреат Нобелевской премии. Киплинг принадлежит к неоромантическому направлению в английской литературе рубежа веков. Студентам предлагается обзорно ознакомиться с основными вехами жизни и творчества Киплинга, включив в круг чтения стихотворения различных периодов и новелл (сб. «Простые рассказы с гор», 1887; «Три солдата», 1888; «Рикша-призрак и другие рассказы», 1889).

Увлечение философией Ф.Ницше повлекло за собой создание романа «Свет погас» (1890), развившего весьма популярную на рубеже веков тему судьбы художника.

Основной эстетический принцип Джозефа Конрада (Теодор Юзеф Конрад Коженевский, 1857-1924) – стремление к синтезу искусств: живописи, музыки, скульптуры, литературы. Стилевой манере Дж.Конрада свойственны импрессионистические тенденции. В этом сказалось увлечение живописью импрессионистов, поэзией Верлена. Глубоко чтил Дж.Конрад и мастера психологической прозы Г.Джеймса.

Студентам предлагается обзорно ознакомиться с творчеством Конрада. Отдельные аспекты творческого наследия автора могут быть проанализированы в форме докладов и рефератов


охрана офиса Петербург
Импрессионизм художественная школа История искусства