Импрессионизм Импрессионисты и символисты Мане Эдуард Моне Клод История искусства Женщина с хризантемами ВАН ГОГ Винсент Лавей Эжен

Предшественники импрессионизма


АППИАН Адольф, наст. фамилия и имя Бартелеми Жак (1818-1898). Адольф Аппиан получил образование в Школе изящных искусств в Лионе; был учеником Коро и Добиньи. В 1835 г. представил свои работы в жюри Салона, но к участию в выставке впервые был допущен только в 1855 г., после чего регулярно выставлялся до самой кончины. Его пейзажи, написанные тонкими изящными мазками, передают изменения освещения; иногда вследствие игры и переливов красок они напоминают полотна импрессионистов. Он написал много картин в окрестностях Лиона, в Оптево и Вирьё, а также в департаменте Эн, в Кольюре, Тулони, Мартиге; работал художник и в Венеции. Будучи прекрасным гравером, Аппиан сумел, изображая родные места, передать поэтическую меланхоличность повседневности: телеги, стоящей на поляне, берега пруда, буковой рощицы; на своих гравюрах он добивался неожиданных эффектов благодаря особой технике нанесения красок и их просушки. Однако если гравюры Аппиана по- прежнему находят почитателей, то живопись его несправедливо забыта, хотя некоторые из полотен художника с полным на то основанием могут быть отнесены к импрессионизму.

Фарфор в стиле ампир похож на изделия из бронзы или камня. Фарфор (от перс. «фегфур») - керамические изделия из глины, каолина (белой глины) и минеральных добавок - был изобретён в Китае в IV—VI вв. В Европе с XVI в. производился мягкий фарфор (без каолина), с начала XVIII в. - твёрдый.

АРПИНЬИ Анри (1819-1916). Ученик Жана Алексиса Ашара, художника лионской школы живописи; сопровождал Ашара в его поездках. В начале своего творческого пути Арпиньи был близок к «школе Фонтенбло», однако у него было немало общего и с теми современными художниками, которые считаются предшественниками импрессионизма, - особенно это заметно на акварелях, написанных Арпиньи безупречно точными и тонкими мазками. После поездки в Италию, где он изучал живопись, Арпиньи выставляет в Салоне (1853) свою работу «Вид Капри». В 1868 г. жюри Салона отклонило его работу «Дикие утки», и художник ее уничтожил. Однако впоследствии он был вознагражден, получив, в отличие от других предшественников импрессионизма, много наград Салона за свои картины.

БААДЕР, Иоганнес (1875-1955) Немецкий архитектор и писатель, вождь дадаистов.

АХЕНБАХ Освальд (1827-1905). Родился 2 февраля 1827 г. в Дюссельдорфе; умер 1 февраля 1905 г. В течение 12 лет учился в дюссельдорфской Академии художеств; немалую роль в его становлении как художника сыграл старший брат Андреас. БОНВЕН Франсуа (1817-1887). Детство Франсуа Бонвена было безрадостным. Его отец, отставной военный, ставший сельским полицейским и владельцем местного кабачка, женился вторым браком на женщине, не питавшей особой нежности к пасынку. БОНИНГТОН Ричард Парке (1801 или 1802-1828). Бонингтон, семья которого в 1817 г. переехала в Кале, намереваясь основать фабрику по производству кружев, учился там у Франсуа Луи Франсья, французского художника-акварелиста. ВАСМАНН Рудольф Фридрих (18051886). Он родился в Гамбурге, учился у Нэкке в Дрездене, а затем в Мюнхене и Риме. Васманн подружился с Корнелиусом, который в ту пору возглавлял группу «Назарейцев» ВОЛЛОН Антуан (1833-1900). Сын лионского мастера по орнаменту, выходец из семьи, издавна славившейся искусностью в ремеслах, приехал в Париж в возрасте двадцати шести лет ГЕНСЛЕР (ГЕНЦЛЕР) Иоганн Якоб (1808-1845). ГИГУ Поль (1834-1871). Этот представитель прованской школы во французской живописи наряду с Монтичелли может рассматриваться как подлинный предшественник импрессионизма. ДИАС (ДИАЗ) де ла ПЕНЬЯ Нарсис Вирхилио (1807-1876). Он родился в Бордо, в семье испанских буржуа, подвергшихся преследованиям со стороны короля Жозефа. Будущий художник в раннем детстве остался сиротой и был воспитан протестантским священником. Диас принес свое искусство в жертву вкусам современников, населив полотна мифологическими богинями или меланхоличными влюбленными, однако как колористу ему не было равных: художника даже относят к предшественникам ташизма. ЗИЕМ Феликс (1821-1911). Зиема часто упрекали, что он пожертвовал искусством ради успеха и в конце жизни творчество его стало утомительно однообразным; однако эскизы, выполненные художником в начале творческого пути, дают основание отнести его к предшественникам импрессионизма. КАРПО Жан Батист (1827-1875). Талантливый скульптор, натура экзальтированная, неистовая и возвышенная, служивший по этой причине мишенью для интриг и зависти, считал себя гонимым; он был, кроме того, живописцем, оригинальность картин которого дает основание видеть в нем предшественника импрессионистов КАРРАН Луи Илер (1821-1899). Сын лионского торговца шелком, Карран унаследовал внушительное по тем временам состояние, что дало ему возможность посвятить себя живописи. КОНСТЕБЛ Джон (1776-1837). Сын состоятельного мельника, он родился в восточном Бергольте, в графстве Суффолк. Живописи учился у своих друзей, увлекавшихся искусством; но его главным наставником была природа В 1806 г. Констебл совершает поездку по Озерному краю, а в 1811 г. впервые приезжает в Солсбери; в 1816 г. художник проводит медовый месяц в Дорсете. КОТМЕН Джон Селл (1782-1842). Сын цирюльника из Нориджа в графстве Норфолк, он около 1798 г. приехал в Лондон, где подружился с доктором Монро, который познакомил его с акварелистами, писавшими пейзажи. Поворотную роль в жизни Крома сыграла состоявшаяся ок. 1790 г. встреча с Томасом Харви, у которого была прекрасная коллекция голландской живописи и картин современных английских художников.

Общая характеристика литературного

процесса рубежа XIX-ХХ веков

Приступая к изучению специфики развития зарубежных литератур рубежа веков, студентам необходимо понять, что, несмотря на сравнительно небольшие хронологические рамки (1870-е годы – 1914), данная эпоха является качественно новым этапом культурного развития человечества. Многими деятелями культуры, западными и русскими философами, поэтами и писателями, музыкантами и художниками эпоха расценивалась как кризисная. Об апокалиптическом характере современности говорили как западные (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет), так и русские мыслители (В. Розанов, Н. Бердяев, А. Белый, П.Флоренский). Перечень трудов вышеуказанных философов студент найдет в прилагаемой библиографии. Студенты, желающие получить более широкое представление о специфике эпохи , могут дополнительно ознакомиться с этими трудами.

Работая над курсом зарубежных литератур данного периода, студентам будет небесполезно возобновить в памяти основные положения поистине эпохального труда А.Шопенгауэра (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1819), оказавшего влияние на мировоззрение многих писателей (Т.Манн, Т.Гарди). При этом студенты должны учитывать, что в своих воззрениях А.Шопенгауэр шел вслед за Кантом, основоположником немецкой классической философии (1724-1804). Кантовская теория познания, его этические и эстетические воззрения во многом определили философско-эстетическую доктрину Шопенгауэра. Шопенгауэр создает свое учение о мире как мятущейся, стремящейся к воплощению воле. К познанию этого мира может приблизиться только художник, человек, в котором эстетическая интуиция преобладает над рациональным началом. Здесь студенту можно вновь обратиться к кантовской «Критике способности суждения», исследующей категории «прекрасного» и «возвышенного», а также проблемы «гения» (художника).

Одной из знаковых фигур рубежа веков стал Ф.Ницше (1844-1900), становление философии которого происходило под несомненным влиянием идей Шопенгауэра. Ф.Ницше одним из первых попытался проанализировать суть эпохи, за которой в определенное время закрепилось название «декаданс». Помимо Шопенгауэра, на духовную эволюцию Ф.Ницше оказал влияние Вагнер. Музыка, по мнению Р.Вагнера, - это прямое выражение мировой воли. Идея Вагнера стала основополагающей для труда Ф.Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) (несомненный отзвук этих идей студент найдет в творчестве Т.Манна, Р.Роллана). Работы Ф.Ницше «Так говорил Заратустра» (1833-1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886) наложат отпечаток на творчество Дж. Лондона. Более подробные указания студент найдет в соответствующих разделах пособия.

Для наиболее полного постижения специфики литературно-художественного мира рубежа веков студентам нужно познакомиться с учением об интуиции А.Бергсона (1859-1941). Интуицию Бергсон считает основным способом познания жизненной сущности. Оригинальная философская и этико-религиозная концепция Бергсона сделала его кумиром эпохи. Учение Бергсона в определенной степени можно считать философской основой литературного импрессионизма.


Импрессионизм художественная школа История искусства