Импрессионизм Импрессионисты и символисты Мане Эдуард Моне Клод История искусства Женщина с хризантемами ВАН ГОГ Винсент Лавей Эжен Мобильная конструкция. Оригинальный ковровый оверлок с удобством используется дома.

В том же, 1891 г. братья Натансон, близкие друзья Тулуз-Лотрека и наби, начали выпускать «Ревю бланш», а в кафе «Вольтер» постоянно собираются символисты. В декабре в галерее Лебарка де Бутвиля на улице Лепелетье состоялась выставка под названием «Импрессионисты и символисты», первая из тех пятнадцати выставок, что пройдут тут за период до 1897 г. На ней были представлены различные тенденции: импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм и даже академическая школа.

В 1893 г. Люнье-По основывает театр «Эвр» и приглашает Вюйара, Бонна- ра, Мориса Дени, Рансона, Серюзье, Тулуз-Лотрека, Мунка принять участие в оформлении спектаклей, работе над костюмами и программками. В этом же году Морис Дени иллюстрирует одну из книг Андре Жида.

В 1896 г., в год смерти Верлена, Боннар впервые выставляет свои работы, а Андре Меллерио публикует «Идеалистическое движение в живописи». Художников, относимых им к этой эстетике, Меллерио делит на четыре группы, оставляя в стороне Гогена, который в одиночестве живет на Таити.

Дивизионисты - Ангран, Максимилиан Люс, Люсьен Писсарро, Тео ван Риссельберге, Сёра и Синьяк.

Неоимпрессионисты - Анкетен, Гийом, Ибель, Мофра, Шуффенекер, Ту- луз-Лотрек.

Огюст де Монферран - Исаакиевский собор

Синтетисты, или неотрадиционалисты, - Боннар, Рансон, Руссель, Серю- зье, Валлотон, Вюйар.

Мистики - Мейер, Баллин, Эмиль Бернар, Морис Дени, Филигер, Веркаде.

В 1897 г. Серюзье приезжает к Веркаде в бенедиктинский монастырь Бей-

рон в Форе-Нуар, где они вместе изучают теорию золотого сечения и эстетику «священных мер».

В 1898 г. умирают предшественники символизма в живописи Гюстав Моро и Пюви де Шаванн, а также выдающийся поэт-символист Малларме.

В 1899 г. у Дюран-Рюэля проходит большая выставка в честь Одилона Редо- на, в которой принимают участие Андре, Эмиль Бернар, Кросс, Морис Дени, д'Эспанья, Ибель, Люс, ван Риссельберге, Серюзье, Синьяк, Валлотон и Вюйар.

Кроме того, следует отметить, что такие скульпторы, как Роден, Майоль и другие, пристально следили за эстетическими исканиями своих друзей-художников, и в их собственном творчестве нередко пластически отражались те же устремления и тенденции, которые мы находим в живописи: ведь мимолетное впечатление может быть передано не только посредством цвета, но и посредством формы.

И наконец, художники, следовавшие путем импрессионистов и неоимпрессионистов, работали и в других странах: иногда в контакте с французскими живописцами, иногда - независимо от них. И европейские, и американские художники почувствовали - каждый в соответствии со своей индивидуальной восприимчивостью и с восприимчивостью, свойственной данной нации, - как велико значение работы на пленэре. Точно так же откликнулись они и на те новые веяния, что принес с собой символизм.

Немецкий импрессионизм, появившийся в конце XIX в., заметно отличается от французского, и, хотя немцы и проявили интерес к состоявшейся в 1879 г. выставке импрессионистов, совершенно очевидно, что их представления о пленэре гораздо ближе к искусству Коро, Курбе или Добиньи, чем к искусству Клода Моне и художников его круга.

Адольф Менцель, Макс Либерман, Макс Слефогт, Ханс Тома или Фриц фон Уде не пользовались техникой раздельных мазков, как понимали это импрессионисты, но ощущение природы, светлая палитра их картин отчетливо свидетельствуют о том, что идеи французских импрессионистов, позволявшие сбросить тесные путы академического искусства, не были им чужды.

Таким образом, за период чуть более полувека в искусстве произошли коренные изменения, и надо подчеркнуть, что художники оказались впереди скульпторов, композиторов, прозаиков и поэтов. Совершив эстетическую революцию, каковой оказалась живопись на пленэре, они яростно утверждали торжество чувства и ощущения, которым в эпоху импрессионистов придавалось первостепенное значение. Вскоре, как логическая реакция на это, торжествуют Идея и воспетые Бодлером соответствия, что приводит к появлению символизма. Этот период выделяется среди других тем, что непосредственному созерцанию определенного сюжета противопоставлено внутреннее созерцание - на первый план выступают Идея и Мечта.

В заключение подчеркнем, что иногда в силу непосредственного воздействия, иногда - в результате полемики, но истоки всех значительных явлений в современной живописи - наби, фовизма, кубизма, а также творчества многих независимых художников - следует искать в том плодотворном периоде, к изучению которого мы сейчас приступаем, что свидетельствует об удивительном богатстве французской живописи.

Пруст очень точно определил эту новую форму искусства: «.именно попытка Эльстира представлять предметы не такими, какими он их знал, а на основании оптических обманчивых представлений, из которых складывается первоначальное наше видение, привела его к применению некоторых законов перспективы, и это было потрясающе, ибо впервые открыло их искусство». Как мы уже знаем, свою первую выставку импрессионисты провели с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в помещении ателье фотографа Надара, размещавшемся в доме № 35 по бульвару Капуцинок Импрессионизм, столь поносимый, как мы только что видели, современниками, вошел в моду спустя пятьдесят лет, вследствие чего распространена тенденция считать это искусство замкнутым в себе самом. Добавим, что мазки методично кладутся рядом друг с другом мелкими точками, что и дало название этой технике - «пуантилизм»; при этом художники опирались на оптическое смешение тонов.

Поэтому Ван Гог не растворялся в природе - природа растворялась в нем, он делал ее податливой, заставляя принимать форму его сознания, следовать за собой, деформируясь порой в соответствии с искаженными образами собственного сознания Все художники и группы художников, о которых мы говорили до сих пор, были - идейно или технически - связаны с импрессионистами в силу своих взглядов или определенной манеры письма.

СИНТЕЗ В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА

Театральная культура: режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Условный театр Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Спектакль по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин». Роберто Росселлини. «Рим – вечный город».

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Постмодернистское мировосприятие – возвращение к мифологическим истокам. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан». Архитектура и интерьер постмодернизма.


Импрессионизм художественная школа История искусства