Определить натуральную длину отрезка Построить пересечение двух поверхностей Стадии разработки конструкторской документации изделий Изображение резьбы Пайка Склеивание Указания к выполнению задания по эскизам деталей
распродажа курток женских демисезонных В общем, от верхней одежды такого плана требуется обеспечить ваш комфорт, сохранив при этом не только свои эстетические качества, но и ваше здоровье, красоту, уверенность в своей привлекательности. И все-таки для женщины важно, чтобы теплая, легкая и удобная женская демисезонная куртка с капюшоном или без него была очень красивой. Чтобы проследить за современными модными тенденциями в этой области, достаточно внимательно рассмотреть каждую позицию нашего обширного каталога.

Начертательная геометрия и инженерная графика Задачи контрольной работы

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Часть 1. ТОЧКА, ПРЯМАЯ, ПЛОСКОСТЬ

При решении первой задачи студентам необходимо уметь:

а) строить проекции точки по её координатам.

На оси абсцисс (рис. 3.1) от начала координат – точки О откладывают отрезок, равный XA. Затем, через полученную точку AX проводят перпендикулярно к оси ОХ линию связи, на которой откладывают отрезки, равные YA и ZA.

Построение проекций прямой KL выполняют по двум её точкам K и L. Проекции точек K и L строят аналогично построению точки А (см. рис. 3.1);

б) анализировать положение прямой KL относительно плоскостей проекций.

Сравнивая на эпюре одноимённые проекции точек K и L, заметим, что прямая KL – прямая частного положения. В случае, если ZK=ZL, прямая KL – горизонтальная, то есть прямая, параллельная плоскости П1, а если YK=YL, то прямая KL – фронтальная, то есть прямая, параллельная плоскости П2. Для всех условий первой задачи через точку А проходит диагональ, высота или сторона плоской фигуры – то есть линия, перпендикулярная прямой KL. Следовательно, расстояние от точки А до прямой KL является исходной величиной для построения проекций плоской фигуры;

На рис. 3.2 и 3.3 показаны примеры определения расстояния от точки A до прямой KL. Эпюрное решение таких задач требует выполнения следующих действий:

1. Построим проекции перпендикуляра t к прямой KL. На основании теоремы о проецировании прямого угла, в случае, если прямая KL параллельна плоскости П1, решение задачи начинаем с построения горизонталь-

ной проекции перпендикуляра (t1 ^ K1L1) рис. 3.2 и (t2 ^ K2L2) – в случае, если прямая KL параллельна плоскости П2 (рис. 3.3).

2. В том месте, где пересекается построенная проекция перпендикуляра с одноимённой проекцией прямой KL, отмечаем точку T, а далее по линии проекционной связи определяем её недостающие (на рис. 3.2 – фронтальную, а на рис. 3.3 – горизонтальную) проекции.

3. Соединяя одноимённые проекции точек A и T, получаем проекции искомого перпендикуляра AT.

Анализируя положение прямой AT в пространстве (см. рис. 3.2 и 3.3), приходим к выводу, что прямая AT занимает в пространстве общее положение, так как ни одна из построенных проекций перпендикуляра t не занимает частного положения по отношению к оси OX. Это означает, что следующим этапом решения задачи по определению расстояния от точки А до прямой KL должно быть «определение длины отрезка AT, перпендикулярного прямой KL». Прежде чем перейти к определению длины отрезка прямой AT, напомним, что его можно найти способом прямоугольного треугольника AA¢T (рис. 3.4), в котором катет │TA¢│=│A1T1│, так как TA¢││П1, а катет │AA¢│ равен DZ – разности рас-

стояний точек A и T от плоскости П1. Если вместо плоскости П1 взять плоскость П2, то длину отрезка │AT│ на фронтальной плоскости проекций можно определить, построив прямоугольный треугольник, одним из катетов которого будет фронтальная проекция A2T2 отрезка AT, а другим катетом – разность удалений концов отрезка AT от фронтальной плоскости проекций. Эта разность на рис. 3.5, б представлена величиной DY=YA – YT.

Примеры определения длины отрезка AT показаны на фронтальной (рис. 3.5, б) и горизонтальной (рис. 3.5, а) плоскостях проекций.

В условиях к задаче №1 длина перпендикуляра │AT│ принимается равной какой-нибудь стороне плоской фигуры или равной половине длины диагонали. Следовательно, длину отрезка │AT│ можно откладывать только на той проекции прямой KL, на которой прямая KL отображается в натуральную величину. Это построение позволит на проекции прямой KL найти проекцию одной из вершин плоской фигуры.

На рис. 3.6 показан пример построения проекций прямоугольника ABCD, с соотношением сторон AD/AB=1/2, при условии, что сторона DC принадлежит прямой KL. Вершина А и прямая KL заданы. Для решения задачи из точки А проводят перпендикуляр к прямой KL (см. рис. 3.2). Так как заданная прямая KL параллельна фронтальной плоскости проекций, то решение задачи начинают с построения фронтальной проекции A2D2 перпендикуляра AD. По линии проекционной связи находят горизонтальную проекцию D1 основания перпендикуляра AD. Соединяя одноимённые проекции точек A и D, строят фронтальную A2D2 и горизонтальную A1D1 проекции перпендикуляра AD. Так как прямая AD – прямая общего положения, то длину отрезка │AD│ определяют способом прямоугольного треугольника (см. рис. 3.4 и 3.5).

Теперь, зная из условия, что большая сторона DC принадлежит фронтальной прямой KL и вдвое больше стороны AD, то дважды откладывая длину отрезка │AD│ так, чтобы точка C была внутри отрезка KL, получим фронтальную проекцию C2 точки C. По линии проекционной связи и с учётом того, что точка C принадлежит прямой KL, определяем горизонтальную проекцию C1 точки C (С1ÎK1L1). Далее, исходя из свойств параллельного проецирования и свойств прямоугольника, строим фронтальную B2, а затем горизонтальную B1 проекции точки B.

Напомним, что если в заданной плоской фигуре AD и BC параллельны, то A1D1││B1C1, A2D2││B2C2; AB и DC параллельны, если A1B1││D1C1, A2B2││D2C2.

Последовательно соединив одноимённые проекции точек A, B, C и D, получим проекции искомой плоской фигуры, а именно прямоугольника по заданным условиям. На рис. 3.7 показано построение проекций квадрата, при условии, что сторона BC квадрата принадлежит прямой KL, которая расположена параллельно плоскости П1.

В случае, когда размеры, определяющие положение центра, не указывают, допускается размерную линию радиуса не доводить до центра, а смещать ее относительно центра, рис. 30, 31. При этом размерные линии радиусов проводят как со стороны вогнутости, так и выпуклости определяемой дуги окружности. Выбор способа определяется удобством нанесения размерного числа и чтения чертежа.

Рис. 30 Рис. 31

При нанесении размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его вершине, а выносные линии – радиально, рис. 31, 32.

Размеры, относящиеся к одному и тому же элементу детали (пазу, отверстию) следует группировать и наносить на том изображении, где геометрическая форма данного элемента показана наиболее полно, рис. 32.

Рис. 32

Размеры нескольких одинаковых элементов изделия, как правило, наносят один раз с указанием количества этих элементов, рис. 24 .

При нанесении размеров на чертеже детали со сложным внешним и внутренним контуром необходимо группировать их, где возможно. Размеры, относящиеся к внутреннему контуру, - со стороны разреза, относящиеся к внешнему контуру, - со стороны вида (штуцер, корпус) рис. 115, 117.


Начартательная геометрия и инженерная графика Задачи контрольной работы